Цифровые навыки преподавателей и студентов: недостаточное владение специализированным ПО и навыками настройки цифровых инструментов
18.04.2024Федеральный проект «Кадры для цифровой экономики» ставит целью формирование цифровых компетенций студентов, прошедших обучение по программам высшего и среднего профессионального образования.
Что дают цифровые навыки с точки зрения подготовки квалифицированных кадров? Способность выполнять чисто технические операции еще не означает наличие цифровых компетенций, важнее умение использовать свой опыт в профессиональных и повседневных задачах.
Навыки решения задач способствуют более свободному владению цифровыми технологиями, включая настройку цифровых инструментов. Очевидно, что обозначенный профиль навыков также актуален для эффективной деятельности в рамках ЦОС и более широкого использования ее возможностей во время обучения. Эти умения будутнеобходимы студентам на рынке труда, поскольку на предприятиях они должны уметь адаптироваться к работе, решать профессиональные задачи в цифровой среде.
Что касается коммуникационных навыков, преподаватели активнее используют более простые инструменты для организации учебной деятельности: выбирают мессенджеры, соцсети чаще, чем Zoom, Webinar, Skype и др., предпочитают загрузку файлов в социальных сетях для общего доступа использованию специальных программных приложений для получения и отправки учебных заданий (Microsoft Teams, LMS и др.).
Еще одним слабым местом оказались навыки решения задач (в частности настройка цифрового оборудования и ПО): здесь наблюдается существенное отставание по сравнению с другими областями цифровых навыков. Арсенал используемых педагогами СПО программных средств в основном ограничивается текстовым редактором, электронными презентациями и электронными таблицами. Графическими редакторами и особенно программами и сервисами для аудио- и видеосвязи они владеют хуже.
Педагогическим работникам также необходимы регулярные мероприятия по повышению квалификации в области ИКТ, особенно в части развития навыков решения задач в цифровой среде и изучения более продвинутого ПО.