Цифровая доступность – новый фактор образовательного неравенства
25.03.2024Одним из вызовов, порожденных цифровизацией системы СПО, стало углубление образовательного неравенства.
Начиная с советских времен система СПО традиционно выполняла важнейшую социальную функцию – обеспечивала поддержку для выходцев из бедных семей, способствовала смягчению социального и имущественного неравенства через доступ к профессиональной квалификации и получению образования следующего уровня.
Выполнение этой социальной миссии в условиях перехода к «цифре» натолкнулось на новые препятствия технологического характера. Студенты из семей с низким достатком часто не имеют у себя дома условий, чтобы систематически учиться в удаленном режиме: не располагают оборудованным рабочим местом, компьютером или планшетом, соединенным с интернетом, и т.д.
В процессе удаленной учебы они гораздо реже могут рассчитывать на помощь и поддержку со стороны родителей. В группе наибольшего риска находятся 439.5 тыс. студентов СПО, получающих государственную социальную стипендию (15.7% от общего числа обучающихся в СПО). Доля этих студентов существенно выше в небольших городах и сельской местности, где подобные проблемы испытывает каждый пятый обучающийся (20.8%).
Как свидетельствуют данные Росстата об использовании населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей, довольно значительная часть семей студентов СПО не располагают компьютерами и ограничены в доступе к интернету.
Работа по выявлению нуждающихся и обеспечению их необходимыми средствами обучения должна быть доведена до логического завершения. Еще одно важное системное решение, которое призвано снизить «цифровое» образовательное неравенство, связано с реализацией национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
В соответствии с ней в 2024 г. широкополосный доступ к интернету будут иметь 97% домохозяйств страны. Таким образом, в большинстве населенных пунктов будем обеспечена технологическая доступность образовательных услуг в дистанционном формате.