Подготовка специалистов для ИТ-сферы: как быстро увеличить поток обучающихся?
19.03.2024Доля сектора информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в российском ВВП устойчиво растет: по итогам 2020 г. она достигла 3.1% (в 2019 г. - 2.9%), что сопоставимо с показателями ведущих стран.
Работники ИКТ-индустрии играют заметную роль в структуре квалифицированной занятости в России. По данным Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ), в области ИКТ заняты 845 тыс. человек, из них 495 тыс. человек работают в ИТ-отрасли.
Общая численность ИКТ-кадров в Российской Федерации в 2019 г. достигла 1.8 млн человек, 0,95 млн задействованы в ИТ-сфере в организациях различных отраслей экономики и госучреж дениях, 0.5 млн заняты в ИТ-отрасли, еще 0.35 млн человек трудятся в сфере телекоммуникаций. Доля ИКТ-кадров среди экономически активного населения России составляет 2.4%.
Сегодня российские колледжи принимают на эти программы гораздо больше молодежи, чем на такие традиционные направления, как строительство (43.7 тыс. человек), машиностроение (33.4 тыс.), энергетика (23.9 тыс.), сельское, лесное и рыбное хозяйство (33.5 тыс.).
Расширенное воспроизводство кадров среднего звена для цифровой экономики должно предусматривать финансирование ресурсной базы колледжей из средств федеральных проектов, в том числе проекта «Кадры для цифровой экономики».
Выдвигая подготовку кадров для цифровой экономики в качестве стратегического приоритета, государство планирует финансировать увеличение потока студентов. Так, прием на бюджетные места по программам высшего образования в области информационных технологий будет увеличен с 80 тыс. в 2021 г. до 120 тыс. в 2024 г.
В отношении ИТ-специальностей СПО также необходимо планировать рост бюджетного приема, в противном случае велика вероятность того, что подготовка кадров для российской ИТ-индустрии будет оплачиваться преимущественно за счет граждан.
Обеспечение равенства доступа к обучению по высокотехнологичным специальностям – одна из задач, стоящих перед региональными органами управления образованием.