Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Чеченский государственный педагогический колледж"

Практико-ориентированная подготовка в системе СПО

05.03.2024

Отличительной чертой программ СПО является их практическая, прикладная направленность. Один из критериев, позволяющих безошибочно отличить учебные планы колледжей от их университетских аналогов, – это соотношение часов теоретического и практического обучения, длительность обучения на рабочем месте.

Доля производственной практики в организациях СПО как в России, так и за рубежом традиционно высока и достигает 30–40% при подготовке специалистов среднего звена и 50–60% – квалифицированных рабочих.

За внешними, поверхностными атрибутами практической подготовки в СПО стоят более важные отличия, характеризующие фундаментальные принципы профессионального образования и обучения, его неповторимую стилистику.

1. Знание, которое транслируется в колледже, изначально погружено в деятельностный контекст. Поэтому практическое решение проблем и критическое осмысление полученного опыта, в том числе извлечение уроков из ошибок, совершенных в реальных или специально смоделированных условиях, имеет решающее значение для эффективного профессионального образования и обучения.

2. Практическое знание неотделимо от личной искусности и того, что в западной традиции принято называть personal knowledge. Поэтому путь от новичка до признанного мастера может быть пройден быстрее, если ученик имеет возможность непосредственно общаться и взаимодействовать с экспертами – носителями профессионального опыта на всех этапах обучения. Отсюда запрос на использование особых методов оценки и обратной связи, при этом данные методы могут сильно отличаться в инженерии, ИТ, медицине, музыке и сценическом искусстве и т.д.

3. В отличие от академического знания, основанного на системе незыблемых аксиом и принципов, профессиональное знание является текучим и подвижным.

Профессиональные стандарты постоянно трансформируются, вбирая в себя лучшие практики. Эти стандарты неразрывно связаны с изменением технологий. Соответственно, нахождение на фронтире технологического развития – обязательное условие современного профессионализма.