Первая работа студентов СПО, как правило, не связана с их специальностью
26.01.2024Совмещение учебы с практической подготовкой по специальности – наиболее эффективный путь к профессионализму.
Примером подобного совмещения может служить дуальное обучение, когда два дня в неделю ученик осваивает основы профессии в образовательной организации, а еще три – с помощью опытного эксперта закрепляет полученные знания в условиях реального производственного процесса.
Важно подчеркнуть, что в исходной версии дуальной модели, принятой в Германии, ученик связан с предприятием полноценным трудовым контрактом, а не находится в статусе практиканта, как это часто бывает на российских предприятиях.
Подобное соединение теоретического и практического обучения не является массовой практикой в российских реалиях. Учащиеся колледжей нередко заняты совсем не тем, что изучают в классе и лаборатории.
Работа соответствует получаемой специальности лишь у 48% из них, при этом студенты ППКРС трудоустроены по специальности чаще (50% против 44% студентов ППССЗ). Среди обучающихся по техническим направлениям только 47% отметили, что их подработка скорее связана с получаемой специальностью.
Несколько неожиданной выглядит низкая доля работающих по специальности среди студентов медицинских специальностей, где традиционно поощряется трудоустройство будущих медсестер и врачей в медицинских учреждениях.
Хуже всего обстоит дело с профильным трудоустройством у будущих экономистов, юристов, библиотекарей, специалистов по рекламе и социальных работников: работа во время обучения связана со специальностью всего у 41% из них.
Такая низкая доля работающих по специальности во время обучения может быть связана с наличием «формального барьера» для входа в профессию, когда наличие диплома СПО (например, у юристов) рассматривается в качестве обязательного требования при трудоустройстве.
Кроме того, общественные науки могут давать студентам более широкие возможности для карьерного маневра, поскольку предполагают овладение широким набором универсальных навыков.