Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Чеченский государственный педагогический колледж"

Сокращение доли выпускников, продолжающих обучение в вузе

19.01.2024

Важная миссия системы СПО состоит в обеспечении восходящей образовательной мобильности. Сегодня треть поступающих в университеты имеют диплом об окончании колледжа.

В то же время данные последних лет показывают, что поток «транзитных» студентов, напрямую переходящих из колледжа в вуз без выхода на рынок труда, постепенно сокращается.

Если в 2014 г. в организации высшего образования пришли 144.5 тыс. человек, получивших диплом СПО в текущем году, то в 2020 г. – 132.8 тыс. При этом довольно быстро снижается и доля выпускников СПО, «транзитом» переходящих на программы высшего образования.

Полученные данные заслуживают внимания на фоне широко распространенной версии об СПО как об обходном пути в вуз. Ее сторонники объясняют растущий приток на программы СПО тем, что молодежь все чаще использует поступление в колледж как «трамплин» для последующего получения высшего образования.

Действительно, по данным социологов, на траекторию «через колледж – в вуз» часто ориентируются дети из непривилегированных семей, для многих из них — это единственный шанс получить высшее образование.

Подобную стратегию избирают и дети высокообразованных родителей, которые плохо учатся и не могут рассчитывать на успешную сдачу ЕГЭ после окончания 11-го класса. И все же модель «образовательного транзита» не становится массовой.

Сокращение доли «транзитных» студентов в последние годы основано в том числе на ужесточении требований к результатам ЕГЭ для поступления в вуз. При сохранении «промежуточного» статуса среднего профессионального образования и популярности «транзитного» перехода в вуз все большая часть выпускников СПО выходит на рынок труда и пытается капитализировать знания и навыки, приобретенные во время обучения в колледже.

По данным опроса выпускников СПО, впервые проведенного в рамках МЭО в 2020 г., 62% выпускников колледжей 2017–2019 гг. работали после завершения обучения, около половины (48%) из числа неработавших занимались поиском работы.