Увеличение числа провайдеров СПО обеспечивает высокую территориальную доступность
22.12.2023Субъекты Российской Федерации располагают разветвленной сетью ПОО, насчитывающей от 25 до 60 организаций.
В ним относятся несколько многопрофильных колледжей, расположенных, как правило, в областных центрах, а также образовательные организации отраслевой направленности – медицинские, педагогические, строительные колледжи, колледжи искусств, сервиса и т.д.
Региональные сети СПО чрезвычайно рассредоточены: порядка половины студентов обучаются в образовательных организациях численностью менее 500 человек, 25% образовательных организаций насчитывают менее 300 студентов.
Содержание 10 колледжей с 200 студентами в каждом обходится учредителю значительно дороже, чем финансирование крупной организации, рассчитанной на 2 тыс. обучающихся. Однако власти регионов идут на это, чтобы обеспечить территориальную доступность профессионального образования для жителей маленьких городов и сельской местности.
Стабильность региональных сетей СПО приобрела особое значение в контексте изменений в системе высшего образования. Смещение баланса территориальной доступности между высшим и средним профессиональным образованием – один из факторов, непосредственно влияющих на выбор образовательной траектории после окончания школы.
В этой ситуации растущую популярность СПО можно считать последствием снижения предложения программ высшего образования на отдельных территориях.
Еще одно изменение в институциональном ландшафте системы СПО связано с развитием сегмента негосударственных колледжей.
Частные колледжи составляют чуть более 10% сети профессиональных образовательных организаций, однако развитие этого сегмента служит важным сигналом о том, что система СПО не ограничивается выполнением социальной миссии. Таким образом, облик системы СПО меняется – состав колледжей становится все более гетерогенным.
В нем есть место и сельским ПОО, выполняющим социальную функцию, и премиальным образовательным программам в новых частных колледжах, расположенных в мегаполисах.