Роль колледжей в школьном образовании возрастает
14.12.2023Российские колледжи продолжают наращивать прием студентов на базе основного общего образования (2005 г. – 313.2 тыс. человек, 2016 г. – 474.4 тыс., 2021 г. – 710 тыс. человек).
В результате доля выпускников 9-х классов в численности поступивших на программы СПО (ППССЗ) за 15 лет выросла с 38.6 до 73.1% (рис. 10). Сегодня три из четырех студентов, приходящих в колледж, на протяжении первого года обучения изучают школьные дисциплины и лишь затем приступают к освоению будущей профессии.
Таким образом, гораздо большая часть молодежи, формально учтенной статистикой в качестве студентов СПО, в действительности осваивает программу средней школы. Анализируя данные об изменении численности студентов СПО, необходимо принимать во внимание данный фактор.
Все больше 9-классников выбирают колледж для продолжения обучения. Несмотря на постепенный выход страны из демографической ямы и прирост численности 15-летних, прием в 10-е классы общеобразовательных школ продолжает сокращаться.
В 2021 г. 47.9% выпускников 9-х классов решили продолжать образование по программам подготовки специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих. При этом почти половина российских школьников получают среднее общее образование в институтах СПО.
С фактическим исчезновением вечерних школ организации СПО играют все более важную роль в качестве института общего образования. Начиная с 2000 г. прием в 10-й класс сокращался как в абсолютном, так и в относительном отношении, старшая общеобразовательная школа становилась все более селективной.
В 2000–2015 гг. доля выпускников 9-го класса, продолживших обучение в дневной средней школе, снизилась почти на 12 п. п. – с 66.8 до 54.9%. В наибольшей степени это падение коснулось школьников, обучающихся в сельской местности.
Выход из демографической ямы и увеличение, начиная с 2015 г., численности молодежи в возрасте 15 лет придали перераспределению потоков между старшей школой и системой СПО дополнительную остроту.
Организации СПО все активнее берут на себя функции старшей школы, и эта трансформация потребует принятия соответствующих организационных и управленческих решений.