Направления развития системы СПО
21.11.2023Приоритеты развития СПО определены в законодательных инициативах Президента РФ, документах стратегического планирования (национальный проект «Образование» и др.), ряде подзаконных актов Минпросвещения РФ.
Эти документы адресованы государственным институтам, ответственным за формирование человеческого капитала страны, корпорациям, формирующим требования к квалификации работников, самим молодым гражданам, использующим инфраструктуру СПО при достижении целей профессионального и личностного роста, построении карьеры и реализации собственных жизненных планов.
Обеспечение практикоориентированного характера подготовки
Важнейшее направление развития СПО – обеспечение практического, прикладного характера подготовки, приближение содержания и методик обучения к реалиям производственного процесса.
В 2017 г. к числу форм государственной итоговой аттестации в организациях СПО был отнесен демонстрационный экзамен. Его процедура предусматривает моделирование реальных производственных условий для решения практических задач профессиональной деятельности.
Начиная с 2022 г. демонстрационный экзамен становится ведущей формой проведения итоговой аттестации для выпускников, осваивающих программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена (в отношении последних – дополнен защитой дипломного проекта). Установлено два уровня его проведения.
Базовый уровень основан на требованиях ФГОС СПО, при проведении демонстрационного экзамена профильного уровня учитываются положения стандартов «Ворлдскиллс» и запросы предприятий-партнеров, заинтересованных в подготовке кадров соответствующей квалификации.
Распространение в системе СПО демонстрационного экзамена входит в число главных приоритетов федерального проекта «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)».
Наряду с показателями охвата, в федеральном проекте заложено и достижение качественных показателей: не менее половины студентов и выпускников СПО, участвующих в демонстрационном экзамене, должны показать уровень владения выбранной профессиональной компетенцией, соответствующий национальным или международным стандартам мастерства.